Когда в Кирове появилось регулярное автобусное сообщение?
История появления в Кирове нормального муниципального транспорта продолжительна и сложна. Это сейчас центральный таксопарк в Кирове предлагает за сравнительно небольшие деньги перемещаться по любым маршрутам и в любое время суток, а когда-то здесь десятилетиями не могли запустить хотя бы нормальный автобус. В 1908 году местная городская дума отклонила проект строительства конки, в 1909-1910 годах недолго курсировали конные омнибусы, исчезнувшие из-за банкротства владелицы, а в 1914 году было принято официальное решение строить трамвайную сеть, но Первая мировая война имела другие планы на бюджет.
В 1927 году в городе, наконец-то появился первый автобус. Правда, какой – он был почтово-пассажирским, принадлежал соответствующей конторе, и, преимущественно, возил именно почту, занимаясь людьми только в свободное время. В 1928 году Киров получил первый сугубо пассажирский автобус, но это вообще был образец кустарного ремесла – на шасси советского грузовика АМО соорудили кузов и потолок из фанеры. Вся эта чудесная конструкция вмещала всего семь пассажиров, а по своему маршруту могла ходить не всегда – ухабы тех лет после дождя становились непроходимыми, и транспорт часто простаивал.
Лишь спустя 25 лет после первых попыток власти наладить регулярное сообщение местные жители его, наконец, получили. В феврале 1934 года в тогда еще Вятке было открыто сразу два автобусных маршрута, которые сходились вместе на общей конечной остановке – у железнодорожной станции Вятка-1. Каждый маршрут обслуживался всего одной единицей транспорта, но зато теперь это уже происходило на регулярной основе. Указом городских властей движение осуществлялось с 8 утра и до 11 вечера, без выходных. Тарификация на одну остановку, ранее широко распространенная в той же Вятке, была отменена – стоимость проезда составила 50 копеек в один конец, вне зависимости от точной продолжительности поездки.
Дальше развитие транспортной сети пошло намного быстрее. В начале следующего, 1935 года, город располагал уже восемью автобусами, и не так важно, что часть из них была «на коленке» переделана из грузовиков. Вместимость транспорта выросла – автобусы вмещали 16 или даже 26 пассажиров. График движения тоже расширили – теперь транспорт ездил с 6.30 до 0.30 каждый день. Тарифную политику также пересмотрели – стоимость поездки зависела от километража: сначала за километр платили 10 копеек, позже – 8.
